ИРОиПК - Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 13.00.01. – «Общая педагогика, исто
Приветствую Вас, Гость
RSS Регистрация Главная
Меню сайта
Статистика
 
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
 
Поиск по сайту
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 13.00.01. – «Общая педагогика, исто Опечатка

ВОПРОСЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ
к вступительному экзамену в аспирантуру
по специальности 13.00.01. – «Общая педагогика, история педагогики и образования»
1. Педагогика в системе наук о человеке. Объект и предмет педагогики.
2. Педагогика как отрасль научного знания. Педагогическая наука и образовательная практика.
3. Методология и методика педагогических исследований. Методы научно-педагогического исследования, классификация методов исследования, применяемых в педагогике.
4. Иерархия целей образования. Цель общего образования, цели профессионального образования.
5. Целостный педагогический процесс. Основные характеристики педагогического процесса.
6. Факторы развития личности. Биологическое и социальное в человеке.
7. Образовательная среда как фактор развития личности. Общая характеристика понятия «образовательная среда». Основные теоретические модели образовательной среды. Образовательная среда в общекультурном контексте.
8. Происхождение, эволюция и значение понятия «дидактика». Предмет и задачи дидактики. Основные понятия дидактики.
9. Сущность процесса обучения, его задачи, структура. Функции процесса обучения. Закономерности и принципы целостного образовательного процесса.
10. Проблема структурирования содержания образования. Основные концептуальные подходы к разработке содержания образования. Образовательные стандарты. Учебные программы.
11. Организационная структура современного образовательного процесса. Формы организации образовательной деятельности. Традиционные формы организации учебной деятельности. Альтернативные формы организации учебной деятельности.
12. Дифференциация и индивидуализация учения. Виды дифференциации обучения. Формы дифференциации обучения. Уровни дифференциации обучения.
13. Мотивы учения школьника и пути их развития.
14. Познавательный интерес, его виды и уровни. Место самообразования в структуре познавательной деятельности.
15. Внеурочные формы организации познавательной деятельности.
16. Учебная деятельность, ее структура и особенности.
17. Характеристика общеучебных знаний, умений, навыков и их роль в успешности учения.
18. Теория деятельности как фундамент теории учения. Деятельностный подход в педагогике. Учебная деятельность как вид деятельности. Предметное содержание учебной деятельности.
19. Репродуктивная (воспроизводящая) и творческая учебная деятельность.
20. Методы обучения. Основные классификации методов обучения.
21. Дидактические средства. Понятие и функции дидактических средств. Классификация дидактических средств. Традиционные и инновационные средства обучения.
22. Новые информационные технологии в образовании.
23. Цели, задачи, функции диагностики знаний, умений, навыков учащихся. Условия эффективности контроля и оценки результатов обучения.
24. Сущность воспитания, его место в структуре целостного педагогического процесса.
25. Общенаучная характеристика теории воспитания как отрасли педагогической науки. Объект, предмет и задачи теории воспитания.
26. Закономерности и принципы воспитания.
27. Факторы воспитания. Семья как фактор воспитания. Внеклассная работа как фактор воспитания.
28. Проблема содержания воспитания школьников в современных условиях. Методы воспитания. Классификация методов воспитания.
29. Особенности использования наказания как метода воспитания.
30. Соревнование и перспектива как методы педагогического стимулирования.
31. Поощрение как метод стимулирования.
32. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в воспитании.
33. Понятия «группа» и «коллектив». Общее и особенное. Структура коллектива и этапы развития коллектива.
34. Нравственное воспитание личности. Цель и задачи нравственного воспитания личности. Содержание, формы и методы нравственного воспитания в условиях современной образовательной среды.
35. Эстетическое воспитание и художественное развитие личности. Цель и задачи эстетического воспитания личности. Цель и задачи художественного воспитания. Содержание, формы и методы эстетического и художественного воспитания личности.
36. Цель и задачи трудового воспитания личности в современных условиях. Содержание, формы и методы трудового воспитания личности в современной образовательной среде. Выбор профессии и проблемы становления профессиональной идентичности.
37. Теория и практика физического воспитания в современных условиях. Цель и задачи физического воспитания. Содержание, формы и методы физического воспитания.
38. Теоретические основы управления образовательными системами. Практика управления системой образования.
39. Образовательное учреждение как объект управления. Стили руководства в образовании.
40. Педагогический коллектив и его развитие.
41. Проблема разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе.
42. Аттестация педагогических кадров.
43. Общая характеристика педагогической деятельности. Педагогическая деятельность: особенности, закономерности, формы, характеристики, содержание. Мотивация педагогической деятельности.
44. Стиль педагогической деятельности и педагогические способности. Характеристика понятия «стиль деятельности». Стили педагогической деятельности.
45. Педагогическое общение. Стили педагогического общения.
46. Основные этапы развития педагогических идей в общем контексте становления научного знания.
47. Зарождение педагогического мышления на ранних этапах развития человечества.
48. Воспитание и школа на Востоке и в Европе эпохи средневековья.
49. Развитие педагогической мысли и школа в эпоху Возрождения и Реформации.
50. Пансофическая концепция Я.А. Коменского и ее отражение в «Великой дидактике», в его учебных книгах. Формирование классно-урочной системы организации обучения.
51. Педагогические взгляды Дж. Локка.
52. Идея свободного воспитания, её зарождение (Ж.-Ж. Руссо), становление и развитие. Влияние идей свободного воспитания на педагогику и образовательную практику в конце XIX – XX веках.
53. Теория элементарного образования и развивающего обучения И.Г. Песталоцци и ее отражение в частных методиках умственного, нравственного воспитания.
54. Школа и педагогическая мысль Древней Руси и Московского государства (X – XVII вв.).
55. Развитие образования и педагогической мысли Российского государства во второй половине XVII века. Влияние педагогических идей и опыта школ Белоруссии и Украины на формирование российского образования.
56. Реформирование образования в эпоху Петра I. Развитие светского образования по западноевропейскому образцу в первой четверти XVIII века.
57. Сущностные характеристики педагогических теорий русских просветителей XVIII века (М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков).
58. Просветительская реформа в России во второй половине XVIII в., ее значение. Роль Московского университета в развитии народного просвещения и педагогической науки во второй половине XVIII века.
59. Развитие зарубежного образования и педагогические концепции в XIX веке.
60. Педагогические взгляды И. Гербарта. Его теория многостороннего интереса. Структура процесса обучения по И. Гербарту.
Конструктор сайтов - uCoz