ИРОиПК - Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 13.00.02. (дошкольное образование)
Приветствую Вас, Гость
RSS Регистрация Главная
Меню сайта
Статистика
 
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 
Поиск по сайту
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 13.00.02. (дошкольное образование) Опечатка

ВОПРОСЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ
к вступительному экзамену в аспирантуру
по специальности 13.00.02. – «Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование)»                                                   
 
1. Педагогика как область гуманитарного знания, ее социальные функции. Предмет педагогики.
2. Воспитание как общественное явление и как педагогический процесс.
3. Понятийный аппарат педагогики: воспитание, обучение, образование, педагогическое взаимодействие, педагогическая деятельность.
4. Гуманизм как социально-ценностный комплекс взглядов, убеждений и как основа современной педагогики.
5. Личность ребенка – объект и субъект воспитания и обучения.
6. Сущность целостного педагогического процесса. Основные компоненты педагогического процесса: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный.
7. Взаимосвязь принципов целостного педагогического процесса.
8. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса.
9. Социализация и воспитание.
10. Понятие о процессе воспитания. Структурные компоненты процесса воспитания (умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, правовое, экономическое и др.), их взаимосвязь.
11. Институты воспитания: государственные, общественные, частные, церковные и др.
12. Обучение как составная часть педагогического процесса, его сущность. Гуманитаризация обучения.
13. Организационные формы обучения.
14. Содержание образования, исторические и современные подходы к его определению.
15. Воспитательные системы античного мира.
16. Воспитание в период Средневековья.
17. Гуманистические идеи эпохи Возрождения. Педагогическая теория Я.А. Коменского и ее значение для становления дошкольной педагогики как науки.
18. Содержание и методы воспитания и образования детей в «материнской» школе.
19. Теория естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо и ее влияние на возникновение концепции «свободного воспитания».
20. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци и ее значение для построения системы развивающего обучения маленьких детей.
21. Значение системы дошкольного воспитания Ф. Фребеля для обоснования вопросов организации дошкольных учреждений и методики воспитания дошкольников.
22. Методы научной педагогики М. Монтессори и влияние ее теории на практику работы современных детских садов.
23. История дошкольного воспитания в России. Гуманистические педагогические идеи русских просветителей (М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков и др.) и возможность их использования в современной педагогической практике.
24. Организация деятельности воспитательных домов в России. Создание детских приютов в России.
25. Обоснование К.Д. Ушинским антропологического принципа в педагогике. Идея народности воспитания.
26. Первые детские сады в России. Общественно-педагогическая деятельность по распространению идей дошкольного воспитания А.С. Симонович, Е.Н. Водовозовой и их роль в создании теории дошкольного воспитания.
27. П.Ф. Лесгафт о значении периода семейного воспитания для становления личности.
28. Педагогические взгляды и практическая деятельность Е.И. Тихеевой. Теоретическое и практическое обоснование Л.К. Шлегер необходимости создания системы «русского детского сада».
29. Педагогические идеи С.Т. Шацкого и их влияние на теорию и практику дошкольного воспитания.
30. Характеристика первых программ детского сада, руководств по дошкольному воспитанию.
31. Педагогическая теория и практика А.С. Макаренко. Возможность использования их идей в современной педагогической практике.
32. Основные направления реорганизации и развития образования в условиях реформы социально-экономического развития страны.
33. Основные функции педагогического управления. Показатели качества управления.
34. Особенности управления образовательными учреждениями. Сущность управленческого труда заведующего дошкольным учреждением, требования к личности, стилю руководства.
35. Методическое руководство педагогическим процессом. Квалификационные требования к методисту по дошкольному образованию.
36. Содержание деятельности: проектирование, моделирование, создание пространственно-предметной среды дошкольного учреждения и условий для самореализации и профессионального роста кадров.
37. Планирование, корректировка образовательного процесса, контроль за ним.
38. Аттестация педагогических кадров.
39. Дошкольная педагогика в системе наук.
40. Характеристика основных этапов возрастного развития ребенка. Новая этика отношения к детству.
41. Программа воспитания и обучения. Принципы построения программ. Вариативные программы, их оценка и возможности использования в практике организаций дошкольного образования.
42. Своеобразие и особенности развития ребенка раннего возраста. Характеристика ведущих потребностей ребенка раннего возраста, средства их удовлетворения.
43. Характеристика и развитие основных видов деятельности ребенка раннего возраста. Воспитание и обучение детей раннего возраста.
44. Умственное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике.
45. Сенсорное воспитание – составная часть умственного воспитания. Его значение в умственном развитии дошкольника, ребенка раннего возраста.
46. Многообразие форм организации и методов обучения, специфика их использования в работе с детьми дошкольного возраста.
47. Дидактические основы построения учебного процесса. Принципы обучения. Межпредметные связи в обучении. Их значение в усвоении знаний детьми дошкольного возраста.
48. Средства обучения. Современные технические средства обучения и методика их использования в учебном процессе.
49. Развивающее обучение.
50. Взаимосвязь воспитания и обучения в процессе занятий.
51. Теоретические основы физического воспитания. Понятие «физическая культура».
52. Физическое воспитание как составная часть всестороннего развития ребенка. Закономерности развития двигательных функций и воспитание физических качеств у детей от рождения до 7 лет.
53. Система методов воспитания. Воспитание гуманных чувств и отношений в дошкольном возрасте.
54. Сочетание возрастного, личностного, индивидуального подходов в воспитании. Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек.
55. Критерии нравственной воспитанности ребенка дошкольного возраста.
56. Воспитание коллективистической направленности личности дошкольника.
57. Проблема общения педагога с ребенком, его значение в удовлетворении потребностей ребенка, в создании положительного микроклимата в группе.
58. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Средства трудового воспитания дошкольников.
59. Методика воспитания детей в процессе трудовой деятельности.
60. Понятия: «эстетическое воспитание», «эстетическое развитие», «художественное воспитание». Средства эстетического воспитания. Взаимосвязь с сенсорным, умственным, нравственным и трудовым воспитанием.
Конструктор сайтов - uCoz